Потенциал и риски новой системы госзакупок

Опубликовано Просмотров 5

Апробация новой контрактной системы, которая придет на смену Федеральному закону №94-ФЗ о госзакупках, показала, что в ней есть положения, требующие доработки. Некоторые выявленные недостатки будут устранены в процессе ре-ализации, сказал министр Михаил Абызов на круглом столе «Контрактная система: повышение эффективности госзакупок и развитие общественного контроля», организованном в Сочи под
эгидой Отрытого правительства.С 1 января 2014 года в силу вступает Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Одна из главных задач борьба с коррупцией, говорил ранееглава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.Согласно опросу ВЦИОМ и сайта SuperJob, результаты которого озвучил модератор дискуссии гендиректор НАИЗ Сергей Габестро, более 80 % россиян считают госзакупки так или иначе непрозрачными. А 48 % специалистов, которые сегодня занимаются продажей товаров государству, даже не знают о принятии 44-ФЗ.Внедрение механизмов общественного контроля и экспертного сопровождения качества госзакупок — один из приоритетов Открытого правительства. 5 сентября Пред-седатель Правительства Дмитрий Медведев поручил Экспертному совету обеспечить методологическое и информационное сопровождение закона о контрактной системе.«Светлого утра в начале 2014 года не настанет, это будет очень тяже-лое внедрение законодательства. Не нужно связывать с этим завышенные ожидания. Я ориентирую коллег на тяжелую работу, сбоев будет много», — предупредил Михаил Абызов.Один из результатов апробации закона состоит в том, что участники закупок расценивают его как усложнение закупочной деятельности. Кроме того, отсутствует квалифици-рованный персонал, пока нет эффек-тивного контроля, сказал проректор ВШЭ Александр Шамрин.Замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев отметил, что дискуссия, посвященная госзакупкам, на различных площадках проходила в очень жестком формате.«Были разные упреки: в желании развалить или лично погреть руки», — подчеркнул чиновник. По мнению представителя Минэкономразвития, необходимы повышение ответственности заказчика за результат, открытость системы на всех этапах планирования, максимальное привлечение общества на разных уров-нях, подготовка соответствующих кадров. «В обсуждении этой темы, в принятии решений заметную роль должны сыграть субъекты РФ», — сказал Алексей Лихачев.Как отметил Сергей Габестро, задержка в принятии нормативных актов связана с системной проблемой, с которой редко сталкиваются другие страны: распределение полномочий между множеством органов. В 79 % стран ОЭСР закупочной отраслью занимается один независимый или совмещенный орган.«В США есть один орган, который занимается госзакупками, есть 12 региональных центров… А у нас даже детский сад должен иметь контрактного офицера», — сказал модератор.

Продолжение читайте в октябрьском выпуске 2013 года газеты «Строй-INFO».